Методы тактической подготовки в спортивных играх. Цель, задачи, средства, методы спортивной подготовки

Формы тактических действий

Бой

Удар

Огонь

Манёвр

Охват

Обход

Отход

Виды общевойскового боя

Оборона

Наступление

Передвижение

Расположение на месте

Обеспечение боевых действий

  • поиск;
  • преследование;
  • прочёсывание (зачистка);
  • сторожевое охранение;
  • сопровождение колонн;
  • караульная служба;
  • патрулирование.

Блокирование

Поиск

Засада

Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.

Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 357. Геноцид

Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Статья 358. Экоцид

Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 359. Наёмничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.

Тактические действия. Виды, формы и способы тактических действий

Тактические действия - организованные действия подразделений, воинских частей и соединений при выполнении поставленных боевых задач.

Формы тактических действий . Основной формой тактических действий является бой.

Бой - это организованное вооружённое столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным), огневым, противовоздушным, воздушным и морским.

Удар - одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путём мощного воздействия на них всеми имеющимися средствами поражения.

Огонь - поражение противника стрельбой из различных видов оружия.

Манёвр - организованное передвижение подразделений (огневых средств, военнослужащих) в ходе боя. В ходе манёвра подразделения занимают выгодные положения для ведения огня и атаки или выходят из-под удара противника. Манёвр проводится силами и средствами, а также огнём. Видами манёвра силами и средствами являются: охват, обход, отход.

Охват - манёвр, совершаемый подразделениями для удара во фланг противника.

Обход - глубокий манёвр, совершаемый подразделениями для удара по противнику с тыла.

Отход - манёвр, применяемый в целях вывода своих подразделений (огневых средств) из-под удара противника, выигрыша времени и занятия более выгодного рубежа (района).

Виды общевойскового боя . Виды общевойскового боя: оборона и наступление.

Оборона осуществляется с целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для последующих действий.

Оборона может подготавливаться заблаговременно до начала боевых действий или организовываться в ходе боя. Она должна быть устойчивой, активной, способной противостоять ударам всех видов оружия противника.

В обороне каждый солдат должен, используя своё оружие, фортификационные сооружения и выгодные условия местности, умело противостоять наступающему противнику и успешно вести борьбу с его бронеобъектами.

Наступление проводится в целях разгрома (уничтожения) противника и овладения важными районами (рубежами, объектами) местности.

Наступление заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений в глубину его боевых порядков, уничтожении (пленении) живой силы, захвате вооружения, военной техники и намеченных районов (рубежей) местности. Оно должно проводиться с полным напряжением сил, в высоком темпе, безостановочно днём и ночью, в любую погоду, при тесном взаимодействии штатных, приданных и поддерживающих подразделений.

Наступление может вестись на наступающего, отходящего и обороняющегося противника. На наступающего противника наступление осуществляется путём встречного боя и продолжается до тех пор, пока одна из сторон не откажется от наступления. Наступление на отходящего противника проводится путём его непрерывного преследования, осуществляемого как с фронта, так и по параллельным маршрутам.

Передвижение . Марш - организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Он является основным способом передвижения подразделений. При совершении марша осуществляется походное охранение.

Расположение на месте . При расположении подразделений на месте организуются боевое, сторожевое и непосредственное охранение.

Обеспечение боевых действий проводится для создания условий успешного и своевременного выполнения подразделениями и частями поставленных перед ними задач. Оно включает боевое, техническое и тыловое обеспечение. Боевое обеспечение составляют: разведка; охранение; радиационная, химическая и биологическая защита; тактическая маскировка; инженерное обеспечение; идеологическая работа.

Техническое и тыловое обеспечение - пополнение боеприпасов, заправка горюче-смазочными материалами, проведение технического обслуживания боевых машин и вооружения, обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты и специальной обработки, продовольствием, водой и другими материальными средствами.

Специальные войсковые действия . Для уничтожения вооружённых формирований противника соединения, части и подразделения Сухопутных войск во взаимодействии с формированиями других силовых структур могут проводить специальные войсковые действия. Основу действий подразделений, ведущих борьбу с диверсионно-разведывательными экстремистски настроенными преступными вооружёнными группами, составляют быстрый и гибкий манёвр и внезапность.

Основными способами действий подразделений при выполнении специальных задач являются:

  • блокирование (изоляция, окружение);
  • поиск;
  • рейд, засада, налёт, атака, штурм;
  • преследование;
  • прочёсывание (зачистка);
  • поддержание установленного режима комендантского часа (военного положения);
  • сторожевое охранение;
  • сопровождение колонн;
  • караульная служба;
  • патрулирование.

Блокирование - действие войск по изоляции района вероятного расположения противника. Цели блокирования: воспретить выход противника из района, обеспечить его поиск, захватить или уничтожить.

При блокировании мотострелковое подразделение может назначаться в заслон, засаду или находиться в резерве. Заслон - способ тактических действий по прикрытию направления, на котором предполагается появление противника или выявлено его продвижение.

При обнаружении противника блокирующие подразделения принимают меры к его захвату, при оказании сопротивления - вступают с ним в бой и уничтожают. Подозрительных лиц задерживают. При прорыве (обходе) заслона или засады блокирующие подразделения остаются на занимаемом рубеже до завершения проведения разведывательно-поисковых действий.

Поиск - тщательный осмотр местности и местных предметов в целях обнаружения (при благоприятных условиях - захвата, при вооружённом сопротивлении - уничтожения) противника в местах его вероятного расположения, а также выявление его опорных пунктов, баз, складов, пунктов управления.

Поиск обычно осуществляется в блокированном районе, но могут осматриваться и неблокируемые районы. Для подразделений, ведущих поиск, назначаются исходный район или исходный рубеж для поиска и полоса (направление) поиска. Для поиска назначаются также уравнительные рубежи, рубеж встречи, конечный рубеж, участок поиска.

Засада - способ действий подразделения, при котором оно скрытно располагается на пути движения боевиков (диверсантов), а затем внезапно нападает на них, наносит им максимальное поражение огнём прямой наводкой, кинжальным огнём и применением минно-взрывных заграждений.

В ходе ведения боевых действий командиру подразделения при выполнении специальных задач предоставляется право: выставлять служебные наряды и контрольно-пропускные пункты на охраняемом объекте; осматривать местность и населённые пункты, а также конфисковывать оружие, боеприпасы и военное имущество у местного населения. Ему предоставляется право останавливать и проверять автотранспорт, следующий через охраняемый объект (зону); вести войсковую разведку, направленную на выявление враждебных и преступных элементов.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортив­ной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Так­тика может быть также пассивной, активной и комбинированной (сме­шанной).

Пассивная тактика - предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпри­нять активные действия.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так на­зываемый рваный бег.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

В зависимости от того какая задача поставлена перед спортсменом выделяют 4 тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1. Тактику рекордов.

2. Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного ре­зультата.

3. Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

4. Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применя­ется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактичес­кие планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

Лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистан­ции - в беге, плавании, гребле;

Лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции. Тактику рекордов с равномерным темпом успешно демонстрировали

Тактика выигрыша соревновании независимо от показанного результа­та. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окон­чательное распределение мест между основными соперниками. В этом случае могут применяться следующие тактические варианты ведения со­ревновательной борьбы. Любой из тактических приемов дол­жен быть тщательно подготовлен в процессе тренировки.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях опре­деляются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных за­бегах, попытках, заплывах - в конькобежном спорте, тяжелой атлетике,

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1) когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2)когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, зап­лывах.

Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовке направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в из­бранном виде спорта.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эф­фективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состяза­ний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере е этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.

3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения со­ревновательной борьбы.

4.Формирование тактического мышления и непосредственно связан­ных с ним способностей - наблюдательности, сообразительности, твор­ческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, ре­зультатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Тактика выхода в очередной тур состязаний. Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затра­чивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижаю" свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал.

Спортсмен должен знать:

    правила соревнований, особенности их судейства и проведения; ус­ловия соревнований и своих противников;

    основы тактических действий в спорте, их зависимость от физичес­кой, технической и волевой подготовленности; главные особенности так­тики своего вида спорта и др.

Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучени правил, особенностей судейства и проведения соревнований, анализ фот киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, из; чение условий и мест проведения соревнований.

Тактическая подготовка сводится в одних случаях к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований или целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, в гих - к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами команде или к быстрому и своевременному переключению с одной симы тактических действий на другую.

Одним из базовых понятий криминалистической тактики является понятие тактического приема. Отметим, что анализ точек зрения ученых- криминалистов на суть тактического приема показывает, что данное понятие емкое и многогранное.

Эта дефиниция в разное время определялась по-разному. Так, А.Н. Васильев считал, что тактический прием - это «метод действия в расследовании для достижения цели, рассчитанный на оптимальный эффект при относительно минимальной затрате времени и сил» . Как совокупность приемов проведения следственных действий представляют себе тактические приемы

А.В. Дулов и П.Д. Нестеренко.

Однако, с позиции других авторов, тактический прием определяется как адекватный ситуации способ речевого и неречевого воздействия на объект (фрагмент объективной действительности, документ, предмет, человека), способствующий эффективному собиранию и использованию информации,

оптимизации решения других задач при проведении расследования.

При криминалистической интерпретации данного понятия следует учитывать ряд существенных обстоятельств. Субъектом применения тактического приема является следователь либо другое лицо, осуществляющее расследование по уголовному делу. Сфера его применения - деятельность по осуществлению расследования. Выступая в качестве способа решения задач, возникающих в ходе этой деятельности, тактический прием представляет собой не единственный, а лишь один из серии возможных в том или ином случае способов, вариантов познавательной деятельности. Выбор соответствующего варианта, пути решения задачи осуществляется с учетом особенностей объекта тактического воздействия и сложившейся следственной ситуации.

Именно оптимизации работы следователя подчинено большинство тактических приемов, применяемых при расследовании преступлений, поскольку эта процессуальная фигура, в силу специфики ее работы, может применять весьма широкий спектр тактических приемов. Поэтому представляется обязательным включение в определение рассматриваемого понятия указание на субъекта применения тактических приемов. Как справедливо отмечено в литературе, им является только лицо, производящее расследование, либо отдельное следственное действие .

Спорным являются утверждения многих авторов, которые называют субъектом криминалистической тактики адвоката и выделяют самостоятельный раздел криминалистической тактики - тактику профессиональной защиты 2 . Подобная позиция, на наш взгляд, противоречит природе и предмету криминалистики, а также тем целям, которые эта наука ставит перед собой. Таким образом, субъектом тактического приема может быть только следователь либо лицо, производящее следственное действие по его поручению (дознаватель, оперативный работник).

На сегодняшний день в криминалистике сложились два основных направления во взглядах ученых на сущность тактического приема. Одни авторы - Н.Р. Божкова, И.Е. Быховский, А.Н. Васильев, В.Г. Власенко, В.И. Комиссаров, С.П. Митричев и др. - рассматривают тактический прием как своеобразную научную рекомендацию . Другие - О.Я. Баев, Р.С. Белкин, Е.П. Ищенко, И.М. Лузгин, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов, Е.Р. Россинская, В.И. Шиканов, Н.А. Якубович, С.Ю. Якушин и др. - полагают, что тактический прием - это рациональный способ действия или такая же линия поведения .

Понятие «способ действия» и «рекомендация» являются неразрывными, однако не тождественными, отражающими различные аспекты такого явления как тактический прием. Как верно замечает А.А. Филющенко, тактический прием как способ реального действия используется в условиях конкретной следственной ситуации со всеми ее индивидуальными особенностями, в то время как тактическая рекомендация, разработанная в криминалистической тактике, рассчитана на применение в условиях типичной следственной ситуации, когда складываются основные условия эффективности тактическо-

го приема.

Также необходимо различать тактический прием как способ реального действия и описание этого способа в научных работах, и тактическую рекомендацию как научно обоснованный совет в применении того или иного приема в типичной следственной ситуации, содержащей описание не только самого тактического приема, но и условий, в которых этот прием может быть использован с наибольшим эффектом .

Как представляется, между характеристиками тактического приема как рекомендации или как способа действия не должно быть категорического противопоставления. Это следует объяснить тем, что понятие «прием», во- первых, может рассматриваться в двух аспектах: теоретическом и практическом , и, во-вторых, нельзя забывать, что одним из источников криминалистической тактики, а следовательно, и тактического приема является практическая деятельность по борьбе с преступностью.

При характеристике приема как продукта научной разработки криминалистики, представляющего собой практическую рекомендацию, которая определяется как научный совет по внедрению достижений криминалистиче-

ской науки в практику, следует исходить из его понимания как научно обоснованного совета, модели, алгоритма предстоящего образа действий, рассчитанного на применение в условиях типичной ситуации.

Практический аспект приема заключается в реализации следователем составляющих его содержание рекомендаций в условиях конкретной ситуации посредством совершения практических действий. Существует и обратная связь теории и практики, когда описанный способ действия следователя в конкретной ситуации при расследовании конкретного преступления в научной литературе рекомендуется для применения как научно обоснованный тактический прием.

Такая же связь существует между апробированностью приема и практикой его применения. Как представляется, об апробированности приема следует говорить тогда, когда он разработан в науке и рекомендуется к при-

менению на практике. В этом случае в ходе апробирования необходимо установить его практическую значимость, эффективность и целесообразность. Если же тактический прием выработан самой практикой и уже применяется, то здесь нет необходимости в его апробировании. Главное, чтобы он соответствовал критерию допустимости, о котором будет сказано ниже.

На сегодняшний день процессуальный закон не регулирует те приемы, которые в конкретной ситуации необходимо применять в целях раскрытия преступлений. Законодатель не может предвидеть все возможные ситуации, возникающие в ходе расследования. Данную задачу решают следственная практика и наука криминалистика. В отличие от нормы уголовно - процессуального закона, тактические приемы не имеют обязательной силы, их применение предопределяется обстоятельствами конкретного преступления и условиями проведения расследования .

За последние годы криминалистикой выработано большое количество тактических приемов, которые активно используются в процессе раскрытия и расследования преступлений. При этом отдельные тактические приемы, ранее в уголовно-процессуальном законодательстве не упоминавшиеся, по мере его развития могут получить законодательное признание, то есть статус нормы закона.

В связи с этим возникает закономерный вопрос - сохраняют ли эти положения процессуального закона значение тактических приемов или же в силу их обязательности утрачивают такое значение. Точка в данной дискуссии пока не поставлена.

Так, А.Н. Васильев пишет: «...всякое правило, содержащееся в процессуальной норме, есть закон и никаких тактических правил в процессуальных нормах не содержится» . По мнению Н.А. Селиванова, «то, что закон предписал как обязательное, не оставляет места для свободного усмотрения ли-

цам, применяющим закон, и, следовательно, не может рассматриваться как тактический прием» . На этих же позициях стоит и А.М. Ларин, отметивший, что в сферу криминалистической тактики входят неурегулированные законом вопросы выбора процессуального способа собирания доказательств, а также приемов его реализации 2 .

Эта позиция подверглась в литературе обоснованной критике. Так, Р.С. Белкин отметил, что «законодательная регламентация, закрепление тактического приема означают как раз признание законодателем, что этот прием и есть наиболее целесообразный. Наиболее рациональный, наиболее эффективный способ действий при производстве следственного действия настолько целесообразный и эффективный, что его следует или можно применять во всех случаях. От того, что данный способ действия стал обязательным, он не

перестал быть способом действия, т.е. тактическим приемом» . Данная пози-

ция ранее высказывалась другими учеными-криминалистами.

Ни с первым, ни со вторым подходом полностью не соглашается Е.О. Москвин, указывая на то, что постановка вопроса подобным образом вызывает сомнения . Аргументируя свою позицию, он приводит высказывания

А.М. Ларина: «В конкретном следственном действии процессуальное и криминалистическое - не взаимоисключающие, а сосуществующие, взаимодополняющие аспекты. Процессуально-правовая регламентация определяет грань между этими аспектами. Возникновение нового следственного действия в результате закрепления в законе того, что раньше было тактическим

приемом, не отменяет такого взаимодополнения, но перемещает разграничительную линию между указанными аспектами.

Так, введение процессуальных правил для опознания отнюдь не упразднило тактику предъявления, но напротив, стимулировало ее углубленную разработку» , а также мнение И.Е. Быховского, который указывает на то, что не стоит больше «возводить китайскую стену между нормами уголовнопроцессуального закона и тактикой производства отдельных следственных действий. Ибо тактика не только базируется на положениях закона, который в определенных случаях ограничивает возможность проведения тех или иных приемов, но и учит тому, как лучше выполнять требования закона, в том числе и требования норм, обязательных во всех случаях» .

Как мы полагаем, подход, предложенный Е.О. Москвиным, является компромиссным, однако не отражающим сущности тактического приема. Одним из свойств тактического приема является свобода его выбора следователем, дознавателем. Даже если норма уголовно-процессуального закона носит императивный, обязательный для исполнения во всех ситуациях характер, то и здесь есть свобода выбора. Например, требования закона, обязательные для исполнения при опознании, не исключают выбора способа опознания. Опознание может быть непосредственным или опосредованным. Выбор способа обуславливается следственной ситуацией, возрастом опознающего, особенностями опознаваемого и др. Исходя из всей совокупности факторов, следователь выбирает тот или иной способ проведения следственного действия.

Если же норма закона имеет альтернативный характер и предполагает выбор действия, то здесь можно и нужно говорить о том, что норма процессуального закона - это тактический прием. Норм, предлагающих альтернативу выбора действий, довольно много.

Важным аспектом определения понятия «тактический прием» является дискуссия ученых-криминалистов по проблеме использования в дефиниции этой научной категории словосочетания «линия поведения».

B. И. Шиканов считает, что понятие «линия поведения» является аморфным и некорректным, а тактический прием представляет собой локальный поведенческий акт, но не совокупность действий .

C. Ю. Якушин отмечает, что понимание линии поведения следователя должно связываться не с отдельным тактическим приемом, а с совокупностью методов практического осуществления следственных действий, направленных на отыскание, сбор и фиксацию доказательств в целях установления истины по расследуемому делу .

Е.О. Москвин говорит, что основываясь на трактовке поведения как внешней практической деятельности, состоящей из социально значимых действий или поступков, употребление термина «линия поведения» может быть обоснованным только для указания на некоторую совокупность (систему) действий (внешне активных или в виде бездействия), охватываемых единым тактическим замыслом. В противном случае применение этого термина не несет смысловой нагрузки, являясь синонимом «способа действия» и предлагает отказаться от совместного использования однопорядковых терминов «линия поведения» и «способ действия», указывая на то, что понятие «спо-

соб» действия является родовым при характеристике тактического приема.

Однако с такой позицией вышеперечисленных авторов сложно согласиться.

Так, Р.С. Белкин справедливо отмечает, что «тактическим приемом может быть и «поведенческий» прием, т.е. выбор и осуществление лицом,

производящим расследование, определенной линии поведения» . Н.А. Селиванов пишет, что прием криминалистической тактики представляет собой линию поведения следователя, а также «его действия (кроме технических), последовательность и условия их выполнения, наиболее целесообразные в определенной ситуации, обеспечивающие максимальную результативность расследования и выяснения истины по делу» .

Необходимо отметить, что расследование преступления требует комплексного, системного подхода. На наш взгляд, термин «линия поведения» придает определению тактического приема как способа действия ту самую необходимую системность, поскольку поведение не существует вне системы действий (поступков и поведения) человека.

Отметим также, что тактический прием может носить только осознанный характер. Следует согласиться с В.И. Шикановым, который отметил, что тактический прием представляет собой сознательно предпринятый поведен-

ческий акт. Поэтому необходимо различать применение тактических приемов, осознанно избранную линию поведения при использовании приема и бессознательное в поведении следователя.

Тактическим приемом может выступать не любой способ действия по расследованию преступления, а лишь рациональный и эффективный. Рациональность и эффективность тактического приема указывается в большинстве его определений. Включение этих признаков в рассматриваемое понятие представляется обоснованным и необходимым. Как отмечает Н.А. Селиванов, именно эти признаки подчеркивают «практическую полезность и оправ-

данность приемов, относящихся к категории тактических» .

Р.С. Белкин к числу факторов, которые влияют на признание способа рациональным и эффективным, относит:

1) системность операций, составляющих в своей совокупности способ действия, которая устанавливает последовательность их выполнения с целью решения поставленной задачи;

2) разрешающая способность используемых технико

криминалистических средств и иных технических устройств, обязательное соблюдение правил обращения с ними, что необходимо для достижения нужного эффекта;

3) параметры используемых технических средств (размеры, вес, возможность перемещения и т.д.);

4) физические и психологические возможности человека, от которых зависит содержание и условия применения приема;

5) индивидуальные особенности субъекта, использующего прием, обуславливающие формирование, выбор им данного приема и его реализа- цию .

Необходимо также рассмотреть еще один признак, указываемый при определении тактического приема, - его обусловленность сложившейся следственной ситуацией. В.А. Образцов при определении приема говорит о способе действия, который адекватен сложившейся следственной ситуации . В.И. Комиссаров отмечает, что «...каждая следственная ситуация активно влияет на выбор тактических средств и систем действий для достижения определенных целей. Можно хорошо усвоить рекомендации криминалистики, понять целевую установку их формирования и т.д., однако использование этих рекомендаций без учета ситуации может привести к нулевому, если не к

отрицательному результату» .

Взаимосвязь между избранием тактических приемов и следственной ситуацией состоит в том, что такая зависимость позволяет:

Определить перечень тактических приемов следственного действия; осуществить выбор тех или иных тактических приемов, обусловленных теми фактическими данными, которые имеют место;

Определить не только перечень тактических приемов, но и характер их конкретного содержания;

Установить последовательность реализации тактических приемов с учетом имеющейся информации .

Рассматривая понятие тактического приема, нельзя обойти стороной мнение В.Ю. Шепитько, предложившего в качестве одного из его признаков психологический механизм реализации. Согласно его точке зрения, такой механизм реализации тактического приема предполагает:

1) его психологическую направленность, связанную с разоблачением лжи, актуализацией забытого, воссозданием произошедшего события, обнаружением скрытого и т.п.;

2) непосредственное и опосредованное взаимодействие между следователем (судьей) и их респондентами;

3) психологический эффект от его использования (что связано с получением объективных показаний, обнаружением следов и орудий преступления, установлением местонахождения тайника и т.п.) .

Нельзя не согласиться с замечанием А.Ю. Г оловина, который говорит, что «...признак, предложенный В.Ю. Шепитько, характеризует лишь определенную группу приемов, но не рассматриваемое понятие в целом» . Здесь речь идет о приемах, основанных на данных психологии.

Однако, психологические аспекты играют важную роль при разработке и осуществлении тактических приемов в ходе проведения следственных действий, направленных на получение показаний. Разумеется, они могут приме-

няться и при производстве других следственных действий - осмотре места происшествия, обыске, где немаловажное значение будет играть знание основ рефлексивного мышления, которое кладется в основу тактических приемов поиска скрытых объектов и следов преступления, а также получения информации о скрывшемся преступнике.

В первую очередь речь должна идти об исходных психологических положениях, которые служат основой для разработки любых тактических приемов, предопределяют их эффективность, целесообразность, правомерность и допустимость. Как верно отмечает А.Р. Ратинов, «в таком качестве выступают более общие проблемы, к числу которых относятся: психологические основы организации и планирования следственной работы, принципы построения оптимальной стратегии следователя в конфликтных ситуациях, пределы психического воздействия в процессе расследования, изучение личности в процессе расследования» .

Следственные работники давно обратили внимание на большие потенциальные возможности психологии в деле расследования преступлений. Один из основоположников криминалистики Г. Гросс, излагая свои взгляды на тактику осмотра места происшествия, основным психологическим условием для успешной деятельности следователя считал его спокойствие. При характеристике личности следователя он предъявлял к ней высокие требования. По его мнению, следователь должен обладать в высшей степени твердой решительностью в характере и в действиях, основательно знать человека как главный материал предварительного следствия, быть способным хорошо ориентироваться в сложной обстановке на месте происшествия .

Подобные взгляды высказывались и в русской криминалистической литературе. Российские авторы в начале XX столетия в различных научных и практических руководствах по криминалистике отводили осмотру места

происшествия важную роль. При этом учитывались и психологические моменты. Вопросы психологии они не выделяли в самостоятельную группу и не рассматривали тактические приемы психологической природы. Но на границе двух столетий в отечественной криминалистике методы естественных и технических наук стали более широко использоваться при расследовании преступлений . Это коснулось и психологии. Применение психологического анализа и психологических методов исследования в уголовном процессе по- прежнему не носило законченной системы приемов и рекомендаций. Как и прежде, внимание уделялось, главным образом, общей психологической характеристике личности следователя.

Вопросы использования данных психологии не переставали интересовать процессуалистов и криминалистов. В это время появились работы А.Ф. Кони, К. Сотонина, А.Р. Лурия и других авторов, в которых освещались проблемы криминальной и судебной психологии. Наибольшее внимание в них уделялось психологии допроса свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.

Мы вовсе не собираемся свести психологию лишь к характеристике психологических приемов следователя. Разумеется, его фигура является центральной в процессе расследования. Но есть здесь и другие важные стороны психологической деятельности, а именно психология участников - помощников следователя, находящихся под его руководством: специалистов, экспертов, оперативных работников. От их психологического настроя зависит очень многое. Потому следователь должен поддерживать деловой настрой всех участников процесса расследования, уметь их организовать, настроить и нацелить, несмотря на объективные негативные или даже конфликтные условия.

П.С. Элькинд правильно указывала, что правоотношения, будучи волевыми, «предполагают сложное взаимодействие воли участников уголовного процесса. Определяющая и решающая роль в этом взаимодействии принадлежит воле органов государства (их представителей)» .

Производство следственных действий требует от их участников не

только физических, но и больших психологических усилий. Это определяется прежде всего условиями осуществляемой ими деятельности. Поэтому при разработке тактических приемов и определении понятия тактического приема необходимо учитывать психологическую характеристику познавательной деятельности следователя и основные способы достижения цели этой деятельности, а именно коммуникативные и некоммуникативные средства. Задача заключается в том, чтобы они были настроены на преодоление различных трудностей.

Другим важным признаком тактического приема является его направленность. Наиболее конкретно о направленности применения тактического приема пишут Р.С. Белкин, Е.П. Ищенко, В.П. Лавров. По их мнению, это задачи по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательственной информации и предотвращению преступлений 3 . Такой подход к определению направленности тактического приема представляется нам наиболее обоснованным.

Важное теоретическое и практическое значение имеет учет специфики объектов, на которые с их помощью воздействует следователь. На этой основе выделяются:

Приемы и правила как средства управления собственными чувствами и поведением;

Приемы как средства управления поведением других участников следственного действия;

Приемы и правила, как средства овладения сложившейся следственной ситуацией;

Приемы и правила, как средства организации работы следователя по поиску и взаимодействию с неговорящими объектами (живой и неживой природы) .

Все выше перечисленные приемы можно разделить на коммуникативные и некоммуникативные. Значение такого подхода заключается в том, что, говоря о коммуникативном и некоммуникативном воздействии, мы указываем не только на способ воздействия, но и на направленность применяемого тактического воздействия.

Значение данного подхода заключается в том, что следователю при проведении расследования необходимо воздействовать не только на его участников (имеется в виду воздействие на подозреваемого, обвиняемого, лгущего свидетеля, оперативного работника, специалиста и т.д.) В этом случае следователь использует коммуникативные средства воздействия.

Когда же следователю необходимо воздействовать на обстановку на месте происшествия, на самого себя для полного овладения следственной ситуацией и т.п., он использует некоммуникативные средства воздействия.

Так, следователь перед началом проведения следственного действия должен избрать тактику собственного поведения в отношении подозреваемо-

го, манеру общения с ним и т.д. В дальнейшем, при производстве самого следственного действия, следователю необходимо прибегать к таким приемам, которые своим воздействием будут помогать ему контролировать ситуацию. Кроме того, расследование преступления, в особенности неочевидного, предполагает взаимодействие следователя с работниками оперативно- розыскных подразделений, с экспертами, специалистами и т.п. Для продуктивной организации взаимодействия и всего расследования следователю необходимо грамотно выбирать линию поведения при общении с другими участниками расследования и, естественно, способы воздействия на них. Исходя из изложенного, понятие тактического приема можно сформулировать следующим образом.

Тактический прием - способ коммуникативного или некоммуникативного воздействия следователя на фоне избранной линии поведения с целью получения доказательственной и ориентирующей информации по расследуемому преступному событию, а также для формирования определенной линии поведения у лиц, на которых направлено воздействие.

Обучение теории тактики футбола начинается с объяснения основных правил игры, практическое овладение которыми продолжается в ходе выполнения игровых упражнений и во время тренировочных игр.

В дальнейшем необходимо рассказывать занимающимся о распределении обязанностей внутри команды, задачах и функциях игроков и их действиях на том или ином игровом месте.

Следующий этап теоретического обучения - детальный анализ отдельных фаз игры (атаки, обороны, переход от оборонительных действий к наступательным, и наоборот, взаимодействия игроков в разных фазах встречи и т. д.). Удобнее всего такой анализ сопровождать критикой недостатков, допущенных игроками в ранее проведенном матче. После анализа фаз игры можно переходить к изучению теоретического решения тактических задач разной трудности .

Важное место в формировании тактических знаний имеет участие футболистов в разработке тактического плана на игру и разборе игры команды .

В подготовке этого плана должны активно участвовать все игроки. Опыт показывает, если все игроки в ходе подготовки плана еще раз повторят свои задачи, то интерес футболистов к предстоящей игре повышается.

Подготовка к игре начинается с изучения соперника. Знание соперника, особенностей игры отдельных футболистов позволяет тренеру избежать ошибок в определении состава и в составлении тактического плана на игру. Сведения о сопернике получают из разных источников: из отчетов в газетах; из интервью тренеров и футболистов; из рассказов очевидцев; по результатам официальных соревнований и т. п. Один из действенных способов изучения соперника является просмотр отдельных матчей тренером, в ходе которого решается целый ряд задач:

  • · определение степени физической и технической подготовленности игроков и команды в целом;
  • · изучение тактики игры (системы действий, тактических вариантов, планы игры;
  • · изучение способов организации атаки и обороны; изучение и анализ средств, применяемых отдельными игроками при решении тактических задач;
  • · изучение особенностей игры отдельных футболистов и т. д.).

При просмотре матча важно обратить внимание на игровую дисциплину, на степень проявления футболистами морально-волевых качеств, на поведение игроков при успехе или неудаче.

В ходе игры целесообразно делать записи: об игровых и стандартных комбинациях, ударах по воротам и т. д., что позволяет более детально анализировать действия соперника.

В тактическом плане намечается основное направление командной игры (атака, оборона с акцентом на контратаках) и игры единоборствующих пар. В плане организации атаки намечается главное направление атакующих действий (по флангу, по центру), определяются основные атакующие силы, тактические средства (с учетом погоды, состояния поля, а также действий соперника и т. п.). В плане организации обороны определяют методы защитных действий, способы нейтрализации наиболее опасных игроков соперника и основные комбинации (создание искусственного положения «вне игры», усиление страховки) ; намечают зоны плотной «опеки» игроков.

При определении задач отдельным игрокам намечают пути использования сильных сторон, наиболее эффективные средства и способы взаимодействия.

В основе плана предстоящего матча должна быть наигранная схема встречи с учетом особенностей действий соперника, с акцентом на использовании возможностей каждого футболиста.

Тактический план теоретически реализуется на установке команды в ходе которой каждый игрок может высказать свое мнение, внести предложения и поправки. Затем основы плана «проигрывают» на тренировочных занятиях, в двусторонних и товарищеских встречах. Желательно товарищеский матч провести с командой, которая играла бы в стиле предполагаемого соперника.

Установка проводится обычно за 1, 5-2 часа до игры и не должна быть продолжительной (превышать 20-30 мин). В перерыве между таймами тренер может внести в план соответствующие коррективы.

Разбирают прошедшую встречу обычно через день после нее. Тренер анализирует игру всей команды, отдельных звеньев и игроков в плане выполнения установки, отмечает все положительное и отрицательное, выявившееся в ходе игры, выясняет причины успеха или невыполнения задания, оценивает физические и морально-волевые качества, техническое умение игроков.

В развитии тактической грамотности футболистов кроме названных средств и методов важное место отводится изучению элементов тактики и комбинаций. Как бы хорошо не использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости отдельных игроков и команды в целом, практические занятия по тактике остаются основным средством этого раздела подготовки. Именно тактическая подготовленность дает возможность (посредством методически правильно построенных занятий) создать в команде ансамбль исполнителей.

Изучение тактических действий и вариантов должно протекать в двух направлениях:

  • - совершенствование индивидуальной тактической подготовленности;
  • - совершенствование групповой и командной тактической подготовленности .

На основе индивидуальной тактической подготовленности создаются прочные групповые и командные взаимодействия. Из навыков тактической подготовленности отдельных игроков создаются командные (как защитные, так и наступательные) взаимодействия. Иначе говоря, сама по себе тактика означает одновременные взаимодействия нескольких игроков, направленных на успешное решение конкретной игровой задачи.

Когда решается задача индивидуально-тактической подготовленности, речь больше должна идти о тактическом развитии индивидуума, личности (игрока), которая сумеет в нужное время использовать индивидуальные тактические знания и умения в интересах команды и гармонически взаимодействовать с коллективом.

В процессе повышения тактической подготовленности должны совершенствоваться как защитные, так и наступательные варианты. Большое внимание следует уделять воспитанию умения быстро переключаться (от одного движения к другому, от технического приема нападения к техническому приему защиты, от одних тактических действий к другим). Тренер должен обучать игроков тактическим действиям и вариантам по общеизвестным образцам, исходя из возможностей команды. Однако механическое усвоение тактических действий и их вариантов может задержать проявление творческой мысли игроков и команды.

Тактическая подготовка сама по себе творческий процесс. Игрок, имея необходимое тактическое мышление, должен всегда уметь приспособиться к создавшимся условиям, несмотря на то, что противник в течение игры всегда будет стремиться к противодействию.

Как бы успешно ни использовались многочисленные средства для развития тактического мышления и психических качеств, основным средством тактической подготовки остается тренировка групповых и командных взаимодействий. Обучение таким взаимодействиям надо начинать по мере того, как игроки овладеют основными техническими приемами (с расчетом, чтобы по мере углубления в футбол у ребят закреплялись необходимые качества, и чтобы каждый получил возможность в процессе игры сделать свои действия целеустремленными, вытекающими из общих интересов команды).

Если спортсмен не привыкает с раннего возраста к тактическим взаимодействиям с партнерами, не развивает в себе тактическое мышление, то в дальнейшем, даже имея необходимую техническую подготовленность, в насыщенных тактическими взаимодействиями игровых ситуациях будет действовать нерационально.

Изучение групповых и командных взаимодействий важно и в том смысле, что оно способствует правильному восприятию действий противника в процессе игры. Это, в свою очередь, дает возможность в ходе матча перестроить без срывов и особых усилий план ведения игры.

Развитию тактической грамотности способствует и обмен опытом с лучшими командами сверстников на совместных тренировках. Очень полезны для юношеских команд совместные тренировки со взрослыми командами. На таких тренировках юношам получают возможность не только в деле ознакомиться с разными тактическими приемами, но и, копируя действия старших, применять на практике все то, что было «по косточкам» разобрано теоретически.

Не менее важное значение имеют просмотры игры лучших отечественных и зарубежных команд: и как способ усвоения индивидуальных, групповых и командных тактических взаимодействий, и как возможность ознакомления со всеми тактическими вариантами, которые применяются в заранее запланированном виде. Чтобы сделать эти просмотры более целенаправленными, тренерам необходимо зафиксировать в той или иной форме (на специальных картах, видеозаписью и т. п.) всю игру, привлекая учащихся в качестве помощников, а затем на основе фактического материала проанализировать тактический рисунок игры наблюдаемых команд.

Методы в тактической подготовке те же, что и в технической (естественно, с учетом специфики тактики) . Так, при показе используют макеты поля, кинокольцовки, фильмы. В упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают при помощи приборов и специальные устройств (тренажеров и пр.).

Изучать тактические действия целесообразно параллельно с изучением техники игры. Очень важно с первых же занятий воспитывать у футболистов самостоятельность, быстроту ориентировки и творческую активность. Следует подбирать упражнения, при выполнении которых занимающиеся вынуждены осмысливать обстановку, принимать определенные решения, оценивать и обобщать свои действия. При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия выполнения и дозировка упражнений способствует совершенствованию техники игры.

Для закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа действий (своих и противника) с использованием записи игровых действий, видеомагнитофонной и магнитофонной записей, киносъемки.

Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом).

Особое место занимает метод переключения в тактических действиях - от нападения к защите и от защиты к нападении. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.

Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней:

  • 1. Метод упражнения (многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений). Способствует образованию у занимающихся двигательных динамических стереотипов (что и составляет физиологическую сущность тренировки в тактике).
  • 2. Метод демонстрации и показа.
  • 3. Метод слова.
  • 4. Целостный и расчлененный методы: прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают основные части каждого. К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.
  • 5. Анализ видеоматериалов по тактике неоценим как помощь при оценке игры команды-соперника. Ценность видеосъемки - и в возможности многократного просмотра игры соперника. Кроме того, это один из эффективнейших способов самоанализа тактических действий.
  • 6. Анализ своих действий и действий соперника.

Обычно тренеры предпочитают вести наблюдения самостоятельно, после чего давать игрокам готовые рецепты на возможные варианты действий, что практически лишает футболистов инициативы и самостоятельности, а значит, не способствует развитию их игрового мышления. Важно привлекать к наблюдениям на соревнованиях самих футболистов, учить их не просто смотреть игру, а обращать внимание на применяемые командой (и соперникам) тактические варианты, на способы организации игры в атаке и обороне, на средства, применяемые игроками при решении тактических задач, на технику игры отдельных футболистов и т. д. Чем чаще футболист продумывает и решает тактические задачи и ситуации, чем глубже анализирует свою тактику и личный опыт встреч с разными соперниками в разных условиях, тем лучше подготавливает он себя к пониманию и правильной оценке игровых ситуаций, к самостоятельному творческому решению всевозможных задач, которые может поставить перед ним игра.

Для решения задач тактической подготовки необходимы самые разнообразные средства . Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.

В теоретической подготовке много внимания уделяют изучению вопросов тактики, анализу тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих советских и зарубежных команд.

В современном футболе ярко выражены тенденции развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить игроков оценивать расстановку сил (своих и противника), а также положение мяча в конкретный момент матча и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замыслы противников, быстро анализировать складывающуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразную контрмеру, эффективно выполнять ее.

В процессе обучения двигательным навыкам для воплощения тактических действий занимающихся знакомят с тем, как устранить возможные ошибки и закрепить изученное действие.

На начальном этапе овладения тактикой быстрота сложных реакций, ориентировка и сообразительность развиваются у футболистов преимущественно в процессе физической и технической подготовки. Для этого в упражнения вводят дополнительные условия:

  • - применяют звуковую и зрительную сигнализацию (чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча) ;
  • - увеличивают число мячей, предметных ориентиров и ограничителей;
  • - обучают более сложным перемещения, в которых смену мест занимающихся проводят в зависимости от направления действия партнера;
  • - применяют активное и пассивное сопротивление условного противника.

При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или на формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов .

Перед тем, как выполнить то или иное упражнение по технике, целесообразно подобрать посильное для занимающихся тактическое задание, которое не затрудняло бы освоение приема, а помогало бы осмыслить его и правильно применять в меняющихся условиях. Так, например, можно выполнять упражнения в таких условиях, когда футболист должен одновременно выбирать момент для начала действий и определять направление удара и вести мяч в зависимости от расположения и перемещения партнера. Затем освоение индивидуальных действий продолжается в упражнениях без соперника, с пассивным противником и, наконец, с активнодействующим соперником в игровых упражнениях.

Важную роль на этом этапе играет соперник, действия которого направляет тренер. Закрепляют изученный навык путем многократного повторения в условиях игры, где футболисту дают определенные задания (например: «закрыть» того или иного соперника; играть в определенной зоне; «открыться» на скорости с применением финтов; отобрать мяч на перехвате, ударить по воротам после обводке и т. д.).

В учебных и товарищеских играх особое внимание следует уделять выбору мест при переходе от защиты к нападению и от нападения к защите, при введении мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы игроки могли отрываться от соперника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно «закрывать» игрока соперника сразу после потери мяча.

Основу групповых тактических действий в футболе составляют определенные способы взаимодействия двух, трех и более игроков. Обучение умению взаимодействовать с партнерами проходит в такой последовательности:

  • - взаимодействие двух, трех и более игроков без смены и со сменой мест без соперника;
  • - то же с условным соперником;
  • - то же с соперником, оказывающим сопротивление;
  • - то же с усложненным заданием (ограничением числа касаний мяча и времени владения мячом; уменьшением и увеличением размеров площадки...).

Дальнейшее совершенствование взаимодействий двух, трех и более игроков нужно проводить в игровых упражнениях и в учебных играх. Игровые упражнения вначале выполняют при численном перевесе нападающих (2х1; 3х2; 4х3 и т. д.), а затем - при равенстве нападающих и защитников и, наконец, при численном меньшинстве нападающих. Целесообразно в игровые упражнения и в учебные игры вводить условия, побуждающие футболистов использовать разученные приемы взаимодействия в выгодных ситуациях. При выполнении игровых упражнений и проведении учебных игр тренер должен обращать особое внимание на умение занимающихся выбирать наиболее выгодные варианты продолжения действий, на самостоятельность оценок создавшихся ситуаций, на быстроту ориентирования в конкретной обстановке.

Командные действия изучают после того, как занимающиеся овладевают необходимым минимумом технических приемов, простейшими взаимодействиями между двумя и более игроками и получают соответствующие теоретические знания. Приступая к изучению командных тактических действий, нужно объяснить расстановку игроков и функции каждого из них. На первых учебных играх тренеры не ставят сложных задач. Важно, чтобы занимающиеся играли на своих местах и не увлекались игрой с мячом. Осваивая командную тактику, следует изучать тактику в отдельных звеньях и линиях, разучивать тактику отдельных моментов игры и тактические комбинации.

Большой удельный вес в учебно-тренировочном процессе имеют игровые упражнения, при помощи которых изучают и совершенствуют технические приемы и тактические навыки, вырабатывают взаимосвязь и взаимопонимание между игроками Число участвующих в игровых упражнениях может быть разным. Размеры площадок также разные (зависят от поставленной задачи, от степени подготовленности игроков, от характера упражнений).

Главное средство овладения командными действиями - двусторонняя игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Но тренер должен руководить игрой, не допускать, чтобы она протекала стихийно. Неорганизованность, стихийность ведут к серьезным ошибкам и к их закреплению. Двусторонней игре должна предшествовать предварительная беседа тренера с игроками, в ходе которой находят применение макет поля, схемы, рисунки и т. п. Игроки, звенья, линии и команда в целом получают конкретные задания. Тренер может сам судить игру, делая футболистам замечания по ходу ее, или предоставить это право помощнику (если имеется возможность), а сам находиться в таком месте, откуда игра хорошо видна, и можно давать указания игрокам.

При проведении двусторонней игры следует избегать частых остановок: инерция движения играющих после свистка обычно не дает возможности точно зафиксировать ситуацию, в которой футболисты сыграли неверно. Объяснения в таких случаях будут малоубедительными. К тому же частые остановки игры снижают ее напряжение, лишают спортивного интереса, делают утомительной и скучной. Останавливать игру необходимо лишь тогда, когда надо сделать общие указания игрокам или повторить комбинацию. Предпочтительно делать замечания, не нарушая течения матча. Тренировать следует не всех игроков сразу, а отдельно - звеньями. Расположившись в районе действия звена, получившего специальное задание, тренер помогает футболистам выполнить его. Позанимавшись 20-30 мин с одним звеном, переходит к другому, причем в первую очередь «избирает» игроков того звена, в котором слабее взаимодействие.

После матча надо разобрать и проанализировать достоинства и недостатки игроков, вовлекая их в активное обсуждение. Дальнейшее закрепление и совершенствование командных действий приходят в товарищеских и календарных играх. Сначала желательно провести две-три игры с соперником менее сильным.

Тактический прием основным элементом криминалистической тактики. В юридической литературе определения понятия тактического приема до сих пор является спорным, и вызывает неоднозначное его понимание толкования

В криминалистике существуют два основных направления во взглядах на сущность тактического приема (ОМ. Васильев - рассматривает тактический прием как своеобразную научную рекомендацию, а. Р. С. Белкин - определяет его как спо лиц поведениянки).

. Тактический прием - это рациональный способ действия или целесообразная линия поведения лица, которое осуществляет расследование в процессе собирания, исследования и использования доказательственной информации. Тактический прием показывает, как с работодателем й которых тактических мероприятий, логических и психологических приемов лицо, осуществляющее расследование собирает и использует доказательную информациию.

Тактические приемы классифицируются по различным основаниям частности,. ВЯ. Колдин, учитывая задачи следственной деятельности, выделяет следующие приемы:

- познавательные - установление обстоятельств происшествия расследуемого преступления;

- управленческие - определение эффективности взаимодействия в ходе расследования преступлений;

- организационно-технические - обеспечение оптимальных внешних условий и необходимых организационно-технических мероприятий деятельности

С целью решения тактических задач тактические приемы делятся на: а) начальные (выходные), направленные на выявление, фиксацию, изъятие источников криминалистической информации б) промежуточные, которые применяются для установления доказательственных фактов или формирование выводов, обеспечивающих такое установление в) конечные, направленные на решение тактических задач расследования, обеспечивающих принятие процессуальных решений, прежде всего по предмету доказывания.

Тактические приемы целесообразно классифицировать по логическими основаниями. Такие основания, как гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, является научной основой познания расследуемого преступления

Данные научной организации труда и управления, достижения науки и техники способствуют постоянному совершенствованию форм и методов следственной и оперативной работы

Тактические приемы делятся на обязательные и рекомендательные

. Обязательные определяются законом, поэтому их выполнение обязательно, и называются они не тактическими приемами, а правилами. Однако по этому вопросу у криминалистов единого мнения не сложилось. Рекомендательные приемы разработаны криминалистической тактикой на основе данных различных наук (логики, психологии,. НОТ, информатики). Целесообразность применения таких приемов определяет следователь, исходя из конкретных си итуаций, состоящиея.

7 Принципы и классификация тактических приемов

К общим принципам относятся: а) законность - безусловная соответствие средств и методов деятельности предписаниям закона, которые обеспечивают процессуальные гарантии гражданам б) этичность - недопустимость применения средств и действий, унижающих честь и достоинство граждан, угрожают их жизни и здоровью в) научность - соответствие тактических приемов и рекомендаций современному уровню развития науки г) планомерность - последовательная реализация плановых основ, обеспечивающих целесообразность деятельности по сбору, иссл енню и использованию доказательственной информации д) взаимодействие - согласование деятельности соответствующих органов и лиц, обеспечивающих компетентное и эффективное применение тактических приемов для достижения реальных результатов

Тактическое сторону приема обеспечивают отдельные принципы, а именно: оперативность, избирательность, внезапность

. Оперативность означает своевременность и неотложность применения тактического приема; избирательность - наиболее целесообразный подбор средств и приемов в конкретной ситуации, которые обеспечат достижения нужного ре ату; внезапность - это выбор наиболее благоприятного момента для применения тактического приема, характеризуется элементом неожиданности для определенных участников расследования . Классификация тактических приемов:

- по виду процессуального действия: тактические приемы осмотра места происшествия; тактические приемы допроса; тактические приемы обыска; тактические приемы других процессуальных действий;

- за диапазоном применения: тактические приемы, используемые при производстве только отдельных следственных (судебных) действий (допрос на месте происшествия, ориентация на профессиональные навыки обыскиваемого т.п.); тактические приемы, кото стовуються в нескольких (многих) процессуальных действиях (постановка тех или иных вопросов, использования типовых аналогов, анализ следов, предметов, их признаков и т.п.)

- по объекту направленности (или сферы реализации): тактические приемы, направленные на осуществление воздействия на человека (разъяснение важности сообщения правдивых показаний, постановка контрольных, напоминающих, дополняющих и других вопросов, демонстрация фот тознимкив, оглашения выводов экспертиз или результатов следственных действий и др.); тактические приемы, направленные на исследование материальной среды (анализ следов, предметов, их признаков, размещения, ис вания мысленной реконструкции отдельных элементов события - моделирование с целью воссоздания события состоялась, сопоставление следов, обнаруженных на месте происшествия, и др.));

- за ситуационной вариативностью (тактические приемы, которые дифференцируются в зависимости от ситуации процессуального действия). Так, в ситуации сообщения ложных показаний во время допроса могут быть выделены такие тактические приемы: постановка к контрольных вопросов, предъявление доказательств, оглашение показаний других лиц, допрос на месте происшествия и т.д.;

- по характеру информации: тактические приемы, основанные на словесной информации (беседа на отвлеченную тему, разъяснение значения чистосердечного раскаяния, постановка тех или иных вопросов и т.п.) тактические приемы, основанные ся на материализованной информации (демонстрация доказательств, различной наглядной информации и др.).